На главную Поиск Контакты Карта сайта Обратная связь МТЛ — СПб

Публикации в прессе

10/10/2005   Всероссийский форум регионального масштаба


В Северной столице в конце сентября состоялась III Всероссийская конференция "Коммерческая недвижимость: управление, инвестиции, развитие". За последние три года она превратилась из локальной встречи петербургских собственников, управленцев и девелоперов в общероссийский форум коммерческой недвижимости.

В этом году в конференции, организаторами которой традиционно выступают Гильдия управляющих и девелоперов коммерческой и промышленной недвижимости (ГУД) и Российская Гильдия риэлторов, приняло участие около 450 человек из 14 регионов (29 городов) России. Причем представителей двух столиц с каждым годом становится все меньше. На этой конференции Москву и Петербург представляли всего 165 делегатов.

В течение трех дней, с 26 по 28 сентября, в рамках форума состоялись две основные секции и четыре мастер-класса, посвященных проблемам инвестирования, управления и эксплуатации торговых и офисных центров, а также бизнес-туры по объектам доходной недвижимости города на Неве.

Управленческий демпинг

По традиции в первый день конференции состоялось пленарное заседание. Однако в этом году оно было значительно сокращено - до двух часов - дабы, по заверению организаторов, дать возможность собравшимся профессионалам рынка коммерческой недвижимости пообщаться в неформальной обстановке, а также уделить больше внимания практическим семинарам и мастер-классам.

Городскую власть на пленарном заседании представлял первый заместитель председателя Комитета по управлению городским имуществом Алексей Чичканов. Он рассказал об основных направлениях в сфере управления государственным имуществом, которых город планирует придерживаться в будущем году.
Сегодня в активе Петербурга находятся около 3,5 млн кв. м площадей, сдаваемых в аренду тем или иным компаниям и организациям (из них 2,35 млн кв. м - по рыночным арендным ставкам, еще 1,15 млн кв. м - по льготным). "Более 2/3 площадей по-прежнему используются неэффективно", - отметил г-н Чичканов.

В прошлом году от сдачи в аренду коммерческой недвижимости различного назначения в городской бюджет поступило 4 млрд рублей. Однако благодаря мерам, которые уже предприняли или планируют предпринять чиновники, уже в будущем году этот показатель должен увеличиться на 2,5 млрд рублей. В частности, с 1 января 2006 года Правительство Петербурга рассчитывает ввести в действие новую методику расчета арендной платы за принадлежащие городу объекты нежилого фонда (напомним, что действующая на сегодня методика была принята еще в 1997 г.). При этом ставки аренды увеличатся на 70-80%. По отдельным помещениям в центре Петербурга произойдет еще более существенный рост расценок. "Чтобы смягчить финансовые последствия для арендаторов, плата будет повышаться поквартально в течение всего года. Для льготников переходный период продлится дольше - до полутора лет", - уверяет Алексей Чичканов. Кроме того, число льготных категорий в этом году снижено на 2/3. И с 1 октября все остальные арендаторы будут платить городу в полном объеме (без применения понижающего коэффициента 0,7). "Таким образом, городские расценки приблизятся к рыночным, и у управляющих больше не будет повода обвинять наш комитет в демпинге", - закончил свою речь первый зампредседателя КУГИ.

Региональная мотивация

Одна из основных тенденций рынка коммерческой недвижимости, по оценкам участников конференции, связана с выходом крупных московских и петербургских компаний в регионы, где активно ведется строительство новых торговых и офисных центров. Подобные проекты реализуются сегодня в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Казани, Тольятти, Самаре, Волгограде, Воронеже, Калуге и других российских городах. По словам директора по развитию недвижимости ОАО "ПСБ Инвест Групп" Николая Вечера, региональные рынки в настоящее время привлекают инвесторов более высокими, чем в Москве и Петербурге, показателями доходности проектов в сфере коммерческой недвижимости. В регионах торговые и офисные объекты приносят от 18% годового дохода. При этом порог вхождения в них может составлять всего $2 млн. В Москве же и в Петербурге при среднем доходе в 12-13% годовых, требуются инвестиции в размере, превышающем $5 млн.
В прошлом году при ГУД был создан специальный комитет, отвечающий за сотрудничество с регионами. Итогом его работы стал один из мастер-классов конференции, посвященный анализу региональных рынков коммерческой недвижимости и перспективам, которые они открывают для столичных девелоперских и управляющих компаний.

Информация о рынке коммерческой недвижимости практически закрыта: даже в Петербурге и Москве не всегда можно получить те или иные данные, картина же за их пределами неясна вообще. Все докладчики согласились с тем, что одной из острейших проблем работы в регионе является незнание специфики рынка, местных отношений и правил. Поэтому первое, что необходимо сделать, приходя в "чужой" регион, - тщательно изучить и проанализировать ситуацию на месте. "В регионах мы сталкиваемся с отсутствием компаний, которые могли бы провести грамотные маркетинговые исследования, - считает президент группы компаний "Бекар" Александр Шарапов. - Поэтому мы привыкли проводить их самостоятельно, сами делаем замеры проходимости места, проводим опросы фокус-групп и т. д.".

Еще одна проблема в отношениях столичных консультантов с клиентами из других городов: региональные заказчики не воспринимают проект как систему отношений между инвестором, владельцем земли, генеральным подрядчиком, проектировщиком. "Поэтому важно формировать для клиента модель объекта в целом, начиная от замысла и заканчивая вводом в эксплуатацию. Необходимо постоянно информировать его обо всех этапах", - поделился генеральный директор ООО "Строительная компания "Ирбис" Владимир Киркин.
Данный мастер-класс вызвал большой интерес у собравшихся профессионалов рынка. Возможно потому, что только за минувший год в состав ГУД было принято 18 новых членов, 15 из которых - представители регионов. Это компании из Самары, Ростова-на-Дону, Ульяновска, Новосибирска, Перми, Рязани, Владивостока, а также Минска (Белоруссия) и Киева (Украина). Всего же Гильдия в настоящее время насчитывает более 50 организаций и частных фирм, около половины из которых - региональные.

Направленные разговоры

Другой, не менее актуальной темой прошедшей конференции стало появление на рынке доходной недвижимости новых игроков - западных инвестиционных фондов и компаний, созданных при крупных российских банках. В настоящее время, по мнению участников тематической секции "Инвестиции в коммерческую недвижимость", рынок вступает в новую фазу развития - качественно меняется состав его участников. Если раньше иностранные инвесторы были готовы лишь приобретать возведенные здания под размещение собственного офиса или для получения дохода от его эксплуатации, то в настоящее время они все чаще вступают в проекты еще на инвестиционной стадии. "Все больше появляется заявок на покупку готового бизнеса, а не зданий как таковых. Однако пока таких предложений на рынке практически нет, поэтому инвесторы вынуждены включаться в процесс на более ранней стадии", - утверждает Николай Вечер.

Отдельно на конференции обсуждались проблемы эксплуатации объектов коммерческой недвижимости. Посвященный этой теме мастер-класс стал итогом работы комитета по эксплуатации, также созданного в ГУД в прошлом году. Сегодня специализированные эксплуатационные компании обслуживают лишь около 10% объектов коммерческой недвижимости Петербурга, тогда как в Европе этот показатель достигает 90%. Но, по словам генерального директора ЗАО "МТЛ. Эксплуатация недвижимости" Андрея Лушникова, спрос на услуги профессиональных компаний становится все более очевидным. "Это позволяет значительно сэкономить на обслуживании, повысить капитализацию объекта, а, следовательно, и его доходность в целом", - уверяет он.

Непроходимый ритейл

Выступления докладчиков мастер-класса "Управление торгово-развлекательными комплексами" касались проблем уже действующих доходных объектов данного сегмента коммерческой недвижимости. Больше всего говорили об уровне посещаемости, ведь именно этот показатель является определяющим при переговорах между арендатором и владельцем комплекса. Планируют ли девелоперы при разработке концепции торгового комплекса его будущую посещаемость? "Существуют разные точки зрения на эту тему. На Западе - одна, в России - другая. У них все просто. Открываешь справочник по торговым центрам, и видишь и динамику продаж, и обороты на 1 кв. м, в зависимости от профиля арендаторов, и уровень посещаемости в зависимости от месторасположения объекта. В России ситуация противоположная. Маркетологи, работающие с коммерческой недвижимостью, в большинстве случаев принимают решения чисто интуитивно. Так как у них нет точной статистики по тем или иным показателям", - утверждает генеральный директор Leeds Property Group Елена Флоринская.
Следующий момент - найти "своего" клиента. Для этого важно проводить опросы не только в своем центре, но и у конкурентов, в местах скопления людей с определенной мотивацией. "Только когда есть портрет нынешнего покупателя и портрет потенциального покупателя, можно корректировать концепцию торгового центра и разрабатывать рекламную кампанию", - поделился опытом управляющий партнер группы компаний "Торговый квартал" Марк Афраймович. Также залог успеха торгового комплекса, по мнению специалистов рынка, заключается в гармоничном сочетании якорных арендаторов с предприятиями услуг, общественного питания и развлечений. "От этого баланса зависит, пойдет к вам покупатель или нет", - считает г-жа Флоринская.
Все участники мастер-класса обратили внимание на то, что не менее значительную роль играет сама атмосфера торгового комплекса. Дизайн и подобранное музыкальное сопровождение выступают инструментом увеличения продаж, привлекая "своего" покупателя. Кстати, важность маркетинга и рекламы торговых комплексов была отмечена отдельно. По мнению руководителей управляющих компаний, маркетинговый бюджет небольшого объекта должен составлять не менее 1,5 млн рублей в месяц (около $600 тыс. в год) и формироваться наполовину из средств собственника, наполовину - из платежей арендаторов.

Президентский выбор

Также в рамках прошедшей конференции состоялся традиционный Съезд управляющих и девелоперов. Основной вопрос, который рассматривался на этом мероприятии, - переизбрание президента ГУД. До последнего времени его занимал генеральный директор ЗАО "ВМБ-Траст" Александр Гришин. Однако по уставу Гильдии перевыборы главы "всех управляющих" должны проходить через каждые два года. Для г-на Гришина этот срок наступил в конце сентября. Его преемником по единогласному решению членов ГУД стал генеральный директор ООО "Ай Би Групп" Юрий Борисов, занимающий в Гильдии пост председателя комитета по торгово-развлекательным комплексам. Юрий Борисов огласил перед собравшимися направления своей деятельности на ближайший год. Основной упор он планирует сделать на пополнение состава организации (включая агентства недвижимости и консалтинговые компании), усиление аналитической работы Гильдии, а также на организацию в Петербурге специализированной выставки по коммерческой недвижимости, подобной той, которая ежегодно проходит во Франции. "Ничто наполеоновское нам не чуждо. Конечно, масштаб будет не тот, что в Каннах, но это не главное. Мы хотели бы использовать те же принципы, ограничившись пока российскими участниками и акцентируя внимание на региональных проектах. Я думаю, логично было бы совместить такую выставку с ежегодной конференцией, чтобы в перспективе именно выставка стала главным мероприятием. Она будет ближе и дешевле, чем MIPIM", - заверил членов ГУД новый президент.

Дмитрий Кирман

Деловая Недвижимость
N70 10.10.2005
 
   



Новости
21/09/2012
Итоги ProEstate 2012.

Представители компаний "МТЛ.Управление и эксплуатация недвижимости" и "БестЪ.
Коммерческая недвижимость", входящие в группу компаний "БестЪ", приняли участие в Международном Инвестиционном Форуме по недвижимости PROEstate 2012.


04/06/2012
День очистки водоемов

3 июня компания "МТЛ. Урал" приняла участие в Международном дне очистки водоёмов. Мероприятие проводилось совместно с Уральским дайв-центром «Тритон».


31/05/2012
Победа в конкурсе на обслуживание ЕЗ ОЦМ

Компания "МТЛ. Урал" стала победителем в конкурсе на обслуживание внутренних помещений ОАО "Екатеринбургского завода по обработке цветных металлов"


архив новостей



МТЛ. Управление и эксплуатация:
620028, Россия, г.Екатеринбург,
ул. Татищева, д.49 А, офис 305
Тел/Факс: +7 (343)253-34-00
E-mail:
ural@mtlgroup.ru

МТЛ — Эскплуатация Недвижимости Copyright 2004 MTL
All Rights Reserved