|
Одна из основных тенденций этого года в сфере недвижимости - рост спроса на качественные помещения в современных торговых центрах. Инвесторы спешат их строить, но, как отмечают участники рынка, концепции большинства новых центров неоригинальны.
В этом году на рынке торговых площадей, включающем свыше 160 комплексов и рынков (впрочем, современных объектов, появившихся в течение последних пяти лет, не более 30), стало, по крайней мере, на семь центров больше. По словам директора "Бекар. Консалтинг" Дмитрия Золина, уровень заполняемости таких объектов арендаторами - не менее 90%. "Наибольшим спросом пользуются торговые помещения площадью 150-300 м2, - отмечают риэлтеры, - но местные сетевые торговые операторы бурно развиваются, активная экспансия московских и иностранных сетевиков продолжается, и спрос будет все больше ориентироваться в сторону укрупнения арендуемых торговых площадей".
Одна из последних премьер - "Перинные ряды", еще два центра официально открываются в ноябре - "Пик" и "Гулливер".
Единственные пока крупные сетевые игроки - "Адамант" совместно с холдингом "Альянс", владеющие 10 комплексами, ввели в этом году "Озерки", большую часть комплекса "Меркурий" и еще один центр на Балканской пл. Другой сетевик только строится - "Макромир" заявил о разработке уже восьми крупных проектов. Правда, директор по маркетингу компании Игорь Рогулин смог подтвердить сроки ввода самого "маленького" из комплексов - "Французского бульвара" площадью 19 тыс. м2, построить который собирались к концу этого года, но в результате длительных согласований проекта с метрополитеном открытие перенесено на апрель.
Ожидалось также, что к концу года компания "Ольвен СПб", получившая кредит от банка "Санкт-Петербург", построит свой центр "Космополис". Но хотя госкомиссия назначена на декабрь, его откроют 1 февраля. На I квартал 2005 года намечено открытие второй очереди ТЦ "Андреевский".
По мнению директора по маркетингу ТК "Сенная" Владимира Паукова, концепции появившихся в последнее время торговых центров разрабатывались 3-4 года назад и в большинстве своем представляют собой копирование московского опыта. Именно от этой "копирки" и придется избавляться разработчикам новых проектов. По данным Colliers Int., на разной стадии строительства находятся около 30 торговых центров. Как считает гендиректор УК "Питер" Юрий Борисов, рекорд прошлого года, когда было введено около 260 тыс. м2, на этот раз перекрыт не будет. "Однако следующий серьезный выброс объектов, - замечает он, - если будут реализованы все объявленные проекты, возможен в следующем году. Я бы также отметил, что сейчас происходит перелом в сознании инвесторов - в пользу привлечения профессиональных управляющих".
"До московского опыта нашему рынку клининга далеко".
В большинстве торговых центров города пока работают собственные службы эксплуатации. Но как показывает опыт компании "МТЛ. Эксплуатация недвижимости", недавно заключившей договор с одним из крупнейших торговых комплексов "Гулливер", собственники все чаще отдают предпочтение услугам профессионалов. Корреспондент "ПП" Юлия Михеева беседует с директором по развитию компании Анной Деркач.
"ПП": Что, по вашему мнению, может стать главным фактором для бурного роста рынка клининга в Петербурге?
Анна Деркач: Развитие услуг внешнего клининга, как и привлечение сторонних компаний к комплексной эксплуатации торговых центров, - это элемент грамотного управления объектами коммерческой недвижимости. В Петербурге рынок клининга развивается динамично, хотя нам далеко до московского опыта. Оценить развитие питерских фирм, занимающихся только уборкой, сложно, так как "МТЛ" подходит к эксплуатации объектов комплексно и предлагает услуги в сфере управления, техобслуживания, обеспечения безопасности и в том числе клининга. Нам, например, удалось внедрить и успешно развивать бригадный метод уборки, что для большинства компаний, думаю, большая редкость.
"ПП": Чем же привлекателен внешний клининг для торговых центров?
Анна Деркач: Не только для торговых, но и бизнес-центров. Прежде всего это финансово-экономическое преимущество: собственник избавляется от проблем по подбору персонала и расходов на приобретение необходимого инвентаря. Распространено ошибочное мнение, что если клинингеры закупают дорогостоящее оборудование, то это увеличивает стоимость их услуг. Однако, если инвестиции в оборудование произошли на начальном этапе, длительный срок амортизации позволяет, наоборот, сэкономить средства. Кроме того, компании, имеющие на счету не один объект, могут делать заказы на инвентарь по оптовым ценам и получать довольно большие скидки.
"ПП": Назовите самую сложную проблему, с которой приходится сталкиваться в процессе переговоров с собственниками объектов?
Анна Деркач: Как ни удивительно, это отсутствие представления, что такое профессиональная уборка. Многие привыкли к бабушкам и "тряпочкам". А главная задача не в том, чтобы пыли по углам не было и стекла блестели, а в продлении эксплуатационных сроков дорогостоящих поверхностей. Вот когда в нашем городе будет построено достаточное количество высококачественных торговых комплексов с мраморными и гранитными покрытиями, то владельцы всерьез задумаются, каким образом их лучше уберечь, чем менять через несколько лет".
"Предприниматель Петербурга"
01.11.2004
Юлия Михеева |